Татарские свадьбы в старину
Для сватовства приглашалось несколько мужчин со стороны жениха — это могли быть друзья, братья, ближайшие родственники. Они приходили в дом невесты и рассказывали о положительных чертах будущего жениха. Будущей невесте в свою очередь важно было показать свою хозяйственность: умение держать дом опрятным, накрывать на стол, встречать гостей.
Если родители девушки были согласны выдать свою дочь замуж, то за торжественным богатым столом начиналось обсуждение условий проведения свадьбы, жильё будущих супругов, количество даров для невесты, или по-татарски «калын» — выкуп. Выкуп жених мог отдавать частями, в день свадьбы или после в течение года. В качестве подарков можно было преподнести золотые, серебряные украшения, одежду, домашнюю утварь, деньги, недвижимость и всё, что пожелает невеста, а если точнее — всё, о чём договорятся семьи.
После переговоров обеих сторон семью жениха приглашали в дом невесты на помолвку, которая проходила в кругу семьи. Сама свадьба по обычаям проводилась также в доме невесты, но до этого момента девушка оставалась в доме своих родителей, а жених мог только навещать её. Родственники будущего мужа везли с собой на торжество различные угощения и сам выкуп.
Бракосочетание носило религиозный характер, а брак заключал мулла на никахе — обряде бракосочетания по мусульманским традициям. При этом жених и невеста отсутствовали, а согласие давали свидетели с обеих сторон. Как правило, в качестве свидетелей выступали родственники или близкие друзья будущих молодожёнов. Никах проводился в мечети или в доме невесты: молодожёны давали обет перед Аллахом, после чего мулла читал наставление и поздравлял супругов. Так заключался брак по традициям ислама, после этого регистрация проходила в ЗАГСе.
По традициям чак-чак подавался вместо свадебного торта, а приготовить его должна была сама невеста. Гостей также угощают различной сладкой выпечкой и мясными пирогами. Например, неотъемлемым праздничным блюдом является губадия — закрытый сладкий многослойный пирог с рисом, яйцами, изюмом и кортом (сущённым творогом). Конечно же, не обходится и без татарского чёрного или травяного чая, который всегда согревает своим ароматом и вкусом.
Татарские свадьбы при Советах
Так, в 1930-х годах свадьбы стали проводить без религиозного контекста: без никаха и договорённостей. Но это было редкое явление, особенно в отдалённых от городов поселениях. Кто-то регистрировал брак втайне от родных, а родители могли узнать о решении своих детей только на следующий день.
В 1970-е годы регистрация брака стала более торжественной: приглашалось большое количество гостей, однако при этом к важности религиозных обрядов вернулись, но не в таком виде, как раньше. Например, будущие жених и невеста уже могли присутствовать на обсуждении условий свадьбы, но в далёких уголках Татарстана продолжали проводить никах без них. Однако в некоторых районах мулла стал требовать свидетельство того, что будущие молодожёны согласны на брак.
Современные татарские свадьбы
Булат и Регина недавно сыграли свадьбу с традиционными элементами. Свой праздник молодожёны планировали самостоятельно, выбирая те традиции, которые нравились им сами.
Булат и Регина Тухбатуллины, сыграли свадьбу с элементами татарских обычаев
У нас, у татар, принято согласовывать все этапы свадебной церемонии с родителями, бабушками и дедушками. Сторона жениха должна перед никахом съездить к семье невесты, чтобы официально у родителей попросить её руки. В это время невеста готовится к встрече семьи жениха: готовит различные блюда и накрывает стол. На этой же встрече обсуждается никах, даты и место проведения обряда, естественно, обсуждается махр — это выкуп, который должен платить жених. В нашем случае махр не обсуждался.
Булат и Регина отмечают, что на самой свадьбе уже не было никаких традиционных обычаев, торжество было достаточно современным, акцент стоял на том, что нравится самим молодожёнам. При этом родители были достаточно лояльны к такому решению, а вот бабушки и дедушки настояли на никахе.
Булат и Регина Тухбатуллины, сыграли свадьбу с элементами татарских обычаев
Сам никах проходил по всем правилам: в мечети среди близких родственников. Мулла сначала читал молитву, а затем мы вставали на подушку для откусывания хлеба с мёдом — это давняя традиция, которая дошла и до наших дней. Это делается для того, чтобы жене жилось мягко: как если ходить по подушке. А откусить хлеб с мёдом невеста должна с рук матери жениха.
Сложно сказать, что сейчас является обязательным для проведения церемонии бракосочетания у татар. Самым распространённым обычаем остаётся никах. Он проходит у абсолютного большинства татар. Всё остальное зависит от религиозности, консервативности и пожеланий старшего поколения и самих молодожёнов. А вот в отдалённых деревнях Татарстана с этим построже: большую роль всё ещё играет влияние старейшин, которые чтят и сохраняют и традиции долгие годы.
Автор: Марина Адай
Комментарии к «Смотрины, выкуп невесты и пышные застолья: как менялись традиции проведения татарской свадьбы»