Новости

«Актёр — адвокат своей роли»: актриса Елена Калаганова о спектакле «Счастливая Шарлотта», театре и любимой Казани

Спектакль «Счастливая Шарлотта» проходит в очень нетипичном для театральной постановки месте: в баре. Расскажите, как появилась идея перенести театр в питейное заведение?

Спектакль изначально был задуман не на сцене. Обсуждались разные варианты, и однажды режиссер Радион Тимурович Букаев предложил: «А давай в баре?»

Я имею опыт разных иммерсивных спектаклей, поэтому новые места меня не только не пугают, а вызывают азарт! И вот результат: в чудесное пространство бара как нельзя лучше вписалась экстравагантная Шарлотта.

В «Счастливой Шарлотте» играет только одна актриса — вы. Есть ли между вами и гувернанткой из «Вишнёвого сада» что-то общее?

Конечно! Мы с ней как Инь и Янь — входим друг в друга. (Улыбается)

Героиня была достаточно одинокой пока жила у Раневской, да и после продажи имения счастливой её трудно назвать. Как считаете, версия Радиона Букаева и Ирины Васьковской (режиссёра и драматурга) действительно сделала её хоть чуточку счастливее?

Это наша общая версия, пьеса переписывалась раз семь, а потом переделывалась мной в стендап. И придумывали все перепетии мы вместе. Шарлотта всю жизнь очень хотела быть счастливой и в какой-то момент стала ей.

Шарлотта не просто гувернантка, но ещё и фокусница. Во время выступления в баре вы тоже показываете фокусы зрителям. Долго ли пришлось учиться хитрым трюкам?

Я училась почти год. Временами сама, ещё три месяца у меня был замечательный консультант Марат Саляхов. Чудесный человек и потрясающий профессионал!

Расскажите о своих любимых ролях. Какая героиня была Вам ближе всего?

Соня из пьесы Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня», потому что это большая страдающая душа. Человек, который старается сделать лучше всем, забывая про себя. Всех понимает, всех любит и, не имея физической красоты, обладает потрясающей духовной красотой.

Мирандолина из пьессы Карло Гольдони «Трактирщица». Это женщина-праздник, радость и чувственность. Ум и юмор — это то, что я люблю больше всего. И Мирандолина сполна наделена этими качествами.

Река в пьесе Юрия Клавдиева «Единственный берег» — это глубина и мудрость жизни.

А есть героини, которых вам трудно отыгрывать?

Имея за плечами багаж в 30 лет на сцене, таких героинь просто нет. Можешь сыграть всё. Просто обладаешь инструментами и навыками профессии.

Может быть, неприятно играть какую-нибудь гадину, по-человечески мерзкого персонажа, но актёр всегда адвокат своей роли. И когда изучаешь персонажа, ты понимаешь, почему он такой гадкий, в чём причина, в чём его боль.

А дальше как его показать зрителям: можно преподнести так, что он будет вызывать в зале чувство жалости.

Как вы считаете, что самое важное в ваших ролях?

Человек. Все его грани и стороны. И свет, который он излучает.

Какая часть творческого процесса для вас самая сложная? Что в актёрской игре даётся вам труднее всего?

Если учесть, что придумать и воплотить персонажа, сделать его осязаемым, в принципе процесс нелёгкий (рождение всегда тяжелое дело), то ничего самого сложного нет. Просто это труд. Иногда персонаж придумывается, что называется, «в муках», но эти муки творчества даже приятны. (Улыбается)

Волнуетесь перед выступлениями? Спустя годы работы в театре у вас наверняка появились свои способы борьбы с переживаниями?

Технически есть способы, как справиться с волнением, которым я обучаю своих студентов и учеников. Но в театре волнение необходимо, оно преображается в азарт.

Мои педагоги говорили: «Не волнуется только мёртвый артист».

Есть ли у вас своё рабочее место и как проходит рабочий день актёра между репетициями и спектаклями?

Конечно, у каждого актёра есть свое рабочее место в театре. Есть гримерки, где стоят наши гримировальные столы, висят костюмы.

День проходит так: к 11:00 мы приходим на репетицию. Разминка, танец, вокал (сейчас мы репетируем мюзикл), дальше мы репетируем сцены будущего спектакля. Потом перерыв, обед, кто-то успевает съездить домой, кто-то просто отдыхает на диванчике, а кто-то бежит в кафе или по делам. Вечером спектакль. Мы приходим за час в театр, гримируемся, надеваем приготовленные костюмы и выходим на сцену.

Чем вы занимаетесь в свободное от театра время? Есть ли у вас любимые места в Казани?

Ко мне всегда приезжали друзья со всего света и мы гуляли по Казани. Потом я стала интересоваться её историей, а затем стала дипломированным экскурсоводом. Теперь я профессионально вожу экскурсии. Они у меня авторские, так как я вожу их по-актёрски. И люди звонят отовсюду, просят меня показать наш красивейший город. А любимые места — это старые улочки центра.

Какое ваше место силы в городе?

Разлив Казанки у Национальной Библиотеки РТ и ещё пара старинных домов в казанских закуточках.

Как актрисе, что вам больше интересно: театр или кино? И представляете ли вы себя в другой профессии?

Я в театре — и этим всё сказано (улыбается). В кино я появляюсь, но это другая специфика, другой процесс. Представить себя я могу где угодно. С воображением у меня всё отлично, но я до сих пор в театре!

Что бы вы посоветовали тем, кто хочет начать актёрскую карьеру?

Если вы хоть на минуту можете себя представить занимающимся не театром, идите и занимайтесь! Можно прожить счастливую жизнь и без него! Только если вы ни о чём другом не можете даже думать, тогда идите в театр.

Это трудный путь, иногда жестокий, и он отнюдь не усыпан цветами. И главное в нём то, о чём говорил Константин Сергеевич Станиславский: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».
Оставьте комментарий
Рекомендации